пятница, 1 мая 2015 г.

В мае "Спешите делать добро"

Я не знала, что в преддверии Первомая надо смотреть пьесу Михаила Рощина "Спешите делать добро", а тот. кто выстраивает репертуарный план театра С.Афанасьева, знал. В пьесе действие начинается 1 мая - по телевизору показывают демонстрацию, семья и соседи собираются за столом.
Других атрибутов 70-х в спектакль напихали щедро: ушанка, раскладушка, ковёр на стене, замшевый пиджак, милиционер с протокольным языком, причёски женщин, музыка, бабушки на скамейке, неуместная трёхлитровая банка с резиновой перчаткой (в семье Мякишевых такой не могло быть)... Если и подразумевался какой-то драматизм представленных событий, то он скрылся под этими деталями. Всё действо превратилось в любование эпохой. В зале сидели исключительно ностальгирующие личности, расплывшись в улыбках. Они даже подпевали бабушкам во вставных песенных номерах советские песни.


А драматизм должен быть. Острая ситуация - глава семьи привозит из командировки в Москву девочку-подростка и говорит, что она будет жить в семье. И все родственники и соседи разделились на осуждающих и одобряющих. Событие болезненно переживается героями. И побуждают зрителя рассуждать о том, надо ли делать добро.
Самый циничный персонаж - Горелов, друг главного героя. Он признаётся в том, что, если котёнок будет мяукать у него под дверью, то молока ему не нальёт, чтобы не привыкал. Когда ситуация совсем обостряется, девочка сама избавляет взрослых от необходимости принятия решения - сбегает домой.
И все остаются добрыми. Но тут режиссёр Афанасьев устраивает тест на человечность - под дверью мяукает котёнок. Горелов направляется к двери, а зал ждёт, как он перевоспитавшийся, выпустивший свои добрые качества наружу, впустит и приласкает котёнка. не тут-то было, Горелов плотно закрывает дверь. Вот такое решение сегодняшнего дня.
А между тем, у меня есть знакомая, брат которой принял в семью одноклассницу своей 16-летней дочери, когда её родителей лишили родительских прав. Да и вообще детских домов меньше становится, а опекунов и приёмных родителей больше.

Конечно 1 мая я посмотрела спектакль "Современника" 1982 г. Там с драматизмом всё в порядке. И советские мужчины Кваша и Гафт выглядят правдоподобнее, чем Пётр Владимиров и Андрей Яковлев. Но Неёлова писклявым голосом достала - так старалась в 35-летнем возрасте изобразить девочку 15 лет, что перестаралась.

В театре Афанасьева спектакль получился не острый и драматичный, а приятный.


Комментариев нет:

Отправить комментарий